Автобусы ПАЗ - широко известные в России машины. Первый автобус этой
марки вышел из стен завода в 1952 году, когда завод автомобильного
инструмента (ЗАТИ) был преобразован в автобусный завод. На смену
первенцу ПАЗ 651 достаточно быстро пришел созданный уже на самом заводе
ПАЗ 652, дизайн которого просуществовал вплоть до 1968 года, когда его
немного обновили, и выпустили несомненно удачную модель - ПАЗ 672,
отдельные экземпляры которой до сих пор активно эксплуатируются на
просторах нашей страны. Через двадцать с небольшим лет - смена
поколений, и на сцене появляется автобус, который послужил основой для
широкого семейства современных ПАЗиков - ПАЗ 3205.
Модификации сменяли одна другую, и к настоящему моменту ПАЗ 3205
существует в многих вариантах - здесь и удлиненные модификации вроде ,
прозванного по аналогии с танком Т-34 "тридцатьчетверкой", и
разнообразные вариации исходной модели - ПАЗ 32053 с бензиновым и ПАЗ
32053-07 с дизельным двигателем, доступные также в виде двухдверных
модификаций ПАЗ 32054 и ПАЗ 32054-07 соответственно. Доступны и
заводские модификации - автобус ПАЗ грузопассажирский, утепленный
"северный" вариант, для ритуальных услуг, улучшенной комфортабельности
и многие другие.
Несколько особняком среди всех модификаций
стоит вариант автобуса для школьников. Впервые автобус ПАЗ "школьный"
появился в ассортименте завода довольно давно, еще несколько лет назад,
тогда он выполнялся на двухдверной модификации. К сожалению, интерес к
нему вспыхнул и пропал. Второе рождение ПАЗ "школьный" обрел в наши
дни, с началом реализации программы "Сельский школьный автобус", в
рамках которой на 2006-2007 год правительство запланировало выделить в
общей сложности 2 млрд. рублей. Идея ПАЗа для школьников обрела новое
значение.
Как известно, ПАЗ 3205 и его модификации ПАЗ 32053 /32054 - очень
удобные машины именно для небольших городов и поселков. ПАЗ 32053-70
(77) был дооснащен для обеспечения безопасности и удобства школьников.
Он приобрел:
* дополнительную подножку с пневмоприводом - теперь заходить в автобус куда более удобно, особенно младшеклассникам;
* двухместные сиденья с раздельными спинками, подлокотниками и безопасности - необходимое требование для безопасного и комфортного проезда;
* багажные полки - будет куда положить пакеты и сумки ученикам;
* две (!) аптечки и зеркало для контроля за посадкой пассажиров.
Сам автобус имеет ярко-оранжевую броскую окраску, специальные
опознавательные знаки и надписи, светоотражатели - не заметить его на
дороге попросту невозможно. Для безопасности движения ПАЗ 32053-70 /
32053-77 оснащается ограничителем скорости в 60 км/ч. Машина
сертифицирована как автобус для перевозки детей по официальному
стандарту - ГОСТ Р 51160.
тем не менее остается полнофункциональным автобусом, он штатно
оснащается антибуксировочной системой (ABS/АБС) и пневматическими
тормозами, рулевой системой МАЗ-64229 с гидроусилителем. Автобус ПАЗ
32053-70 поставляется с бензиновым (карбюраторным) двигателем
ЗМЗ-5234.10 мощностью 96кВт и объемом 4,67л., механической 4х
ступенчатой коробкой передач ГАЗ 3307. Автобус ПАЗ 32053-77
поставляется с дизельным двигателем ММЗ 245.7 мощностью 86,2кВт и
объемом 4,75л., механической 5ти ступенчатой коробкой передач СААЗ
3206-70. Что немаловажно, автобус сертифицирован по экологическому
стандарту EURO-2. Для северных регионов автобус может оснащаться
дополнительными отопителями и усиленной термоизоляцией, двойными полами
и остеклением.