Постановка командной цели
Спросите любого успешного Лидера Команды: «Что делает группу
эффективной Командой? Как Лидеру в кротчайший срок выполнить
квалификационную программу без титанических усилий и материальных
вложений?», и он ответит: «Объедините свою группу вокруг командной
цели».
Кажется, чего же проще: оберни свою цель в красивый фантик и «продай»
ее членам своей группы. Возможно, кто-то из участников такого
мероприятия и согласится принять ее в силу своих личных причин, кто-то
увидит привлекательность «фантика». Особенно талантливым мотиваторам
даже, может быть, удастся очаровать своей идеей всех участников
собрания. Но пройдет две-три недели, и Лидер с удивлением начнет
замечать, что движение к цели, поставленной таким образом, перестает
быть активным, а через месяц-полтора все замирает. Тогда Лидер приходит
к своим Консультантам и абсолютно искренне начинает их спрашивать, т.к.
верит в это сам: «Как же так, вы же обещали, мы же все вместе…»
Как часто я, консультант по организационному развитию, слышу похожие
истории от Лидеров разного статуса. Разобраться в этой на первый взгляд
непростой ситуации поможет статья. В ней вы найдете ответы на вопросы:
почему и как.
Почему?
Представьте разговор двух братьев, старшего и младшего:
• Дружок, сбегай, пожалуйста, к маме и принеси мне конфету, - говорит старший младшему.
• Не хочу, иди сам, это же тебе конфета, - отвечает младший.
• Ну что ты, мне же так хочется конфеты, она такая вкусная…
Хотели бы вы оказаться на месте младшего и выполнять ЧУЖОЕ желание или цель?
В начале статьи описана в точности такая ситуация.
Обратимся к классике командообразования. Известно, что первым признаком
команды будет являться единая цель, к которой стремиться каждый член
команды.
Некоторые Лидеры сейчас начнут возражать: «Мои Консультанты скажут, что
им все равно, какие у меня цели, как же я буду выполнять программу?».
Я то же хочу задать вопрос Лидерам: «К какой цели вы бы стремились изо
всех сил?». Ответ будет однозначным: «Конечно, к своей!». И ваши
Консультанты ответят точно так же. Вот почему члены группы, кто-то
неосознанно, а кто-то абсолютно сознательно не идет к цели Лидера, а
кто-то даже активно сопротивляется и создает многочисленные трудности
для Лидера. Все это по причине невнимательного отношения Лидера к
личным потребностям Консультанта.
Вывод: нужно сделать так, чтобы командная цель была еще и личной целью каждого Консультанта.
Теперь настало время ответить на вопрос: «Как?»
Как?
Этот вопрос, как правило, нацелен на результат, значит, речь пойдет об
инструменте, с помощью которого можно достичь желаемого. Он носит
название «Постановка командной цели»
• Участники.
Обычно такое серьезное мероприятие проходит с участием всех активных Консультантов команды.
• Время.
- Впервые командная цель может быть сформулирована тогда, когда в
команде появился первый бизнес-партнер. С появлением новых
Консультантов цель может корректироваться, расширяться, видоизменяться.
- Еще одним периодом, когда необходима работа с командной целью, может
быть кризисный момент команды - когда Лидер принимает решение
приступить к новой квалификационной программе, или в команде ощущается
застой, разлад, остановка в развитии и т.п.
• Задачи
- вербализовать и визуализировать командную цель,
- выяснить или скорректировать личные цели Консультантов,
- мотивировать Консультантов на развитие бизнеса,
- объединить команду,
- использовать синергетический эффект для развития команды.
• Оборудование и материалы
- Флип-чарт
- Фломастеры, краски
- Бумага с клейким краем (стикеры)
- Лист бумаги 1м х 1м
• Формулирование индивидуальной цели Консультанта
На стикерах Консультанты записывают свои цели самостоятельно с учетом принципов SMART:
- Specific - точность
- Measurable - соизмеримость
- Achievable - достижимость
- Realistic - реалистичность
- Timely – своевременность
Цель описывается глаголами настоящего времени, конкретизируется по
срокам, а так же в ней четко указываются количественные показатели.
Например, «Я Лидер с 1.01.05. с объемом продаж команды 500 очков, 50 и количеством Консультантов 100 человек из них 50 первой линии, 30 – второй, 20 – третьей».
Цель может быть и не связана с карьерой. Например, «Я обладательница с
1.05.05 автомашины марки «Мерседес» класса «С» 2005 года выпуска,
полной комплектации».
• Классифицирование целей
Все цели собираются на флип-чарте и классифицируются по общему
признаку: Лидерство в один столбик, машины в другой, квартиры в третий
и т.д.
Таким образом, на флип-чарте у вас получится несколько различных классов целей.
«Как включить некарьерную цель в командную?» - спросят Лидеры. Очень
просто, в умелых руках Лидера любая некарьерная цель превращается в
баллы, очки, базовые единицы. Разговор может строиться таким образом:
- Ты хочешь заработать «Мерседес» сама?
- Какая сумма тебе нужна для приобретения такого авто?
- Как заработать такие деньги?
- Сколько очков (баллов, базовых единиц) нужно делать в месяц, чтобы набрать необходимую сумму денег к поставленному сроку?
- Я готова помочь составить тебе план работы на заданный период.
• Корректировка индивидуальных целей
Наверное, по ходу статьи у вас возник вопрос: «На какой срок нужно
ставить командную цель?». Рекомендую на предыдущих этапах не задавать
временных рамок. Дайте возможность Консультантам продемонстрировать
свои потребности и готовность к дальнейшей работе.
В классифицированных целях выберете самую долгосрочную. Это дата, если
команда согласиться, и есть срок постановки командной цели.
Следующий этап – это переформулирование индивидуальных целей с учетом
нового срока командной. Теперь, когда все цели имеют один срок,
являются карьерными, можно вербализовать и командную цель.
• Вербализация командной цели
Как ручьи, собираясь вместе, становятся полноводной рекой, так личные цели образуют командную.
В классах целей вы подсчитываете количество Лидеров, Консультантов
каждого статуса, общий объем продаж, всевозможные мотивационные вещи
(автопрограмма, поездки…). Далее поступаете так же, как с личной целью.
Например: «Национальная ветка № … с 1.01.10 имеет в своем составе … и
т.д. ». Как вы думаете, уважаемые Лидеры, будут Консультанты,
участвующие в постановке командной цели, стремиться к ней? А почему?
Думаю, ответ очевиден.
• Визуализация командной цели
Здесь все зависит от вашей креативности. Образы могут быть самые
разнообразные. Наиболее типичным является образ дерева. На его примере
и опишу дальнейшие действия. В основание ствола дерева помещается
фотография Лидера. От ствола отходит столько ветвей, сколько Лидеров
первой линии заявлено в командной цели. Ветки подписываются, на каждую
приклеивается фотография Лидера. Далее дерево ветвится по такому же
принципу. Необходимо нарисовать всю систему. Если Консультант поставил
себе цель стать Лидером и пока не имеет достаточного числа членов в
своей команде, то веточки, которые символизируют будущих Консультантов,
оставляют пустыми. С появление новых Консультантов их фамилии
подписывают на веточках и приклеивают фотографии. Таким образом
участники всегда видят динамику продвижения к командной цели.
Обычно этот плакат висит в офисе у Лидера. Участники команды могут
копировать плакат целиком или только ту часть, которая относится к их
карьере. Важно к каждому отчетному периоду подводить итоги в
соответствии с планом осуществления данной цели. Как составить план
достижения командной цели, будет описано в следующей статье.
Итак, ответы на вопросы «Как?» и «Почему?» получены. Вам, уважаемые
Лидеры, не по статусу, а по состоянию души, осталось ответить на вопрос
«Когда?». Желаю вам быстрого и качественного роста.